Летняя резина

Получив машину на штатном чешском Континентале СуперКонтакт, я чуть было тут же не утратил её – конец марта, влажная дорога, пошёл лёгкий снежок, и, привыкнув к сцепным свойствам Данлопа и особенностям полноприводной машины с ESP, я получил хороший урок водительского мастерства между отбойниками при заезде на МКАД. Учитывая многочисленные отрицательные отзывы участников конференции авто.ру об этой резине, я пришёл к выводу о необходимости немедленной замены Континенталя на хорошую резину. Поскольку езжу я достаточно активно, мой выбор пал на Пирелли Р6000 Пауэрджи. Размеры те же - 195/65 на 15, от идеи взять 205/60/15 я отказался после опыта езды на 205/55/16 – эта резина дороже, менее комфортна, увеличивает расход топлива и заметно «утяжеляет» руль при парковке.
Первые впечатления от замены были такие:
МИНУСЫ:
- Пирелли шумнее (!) СуперКонтакта;
- Расход бензина увеличился, но меньше, чем на литр.
ПЛЮСЫ:
- Пирелли немного мягче, чем СуперКонтакт;
- Управляемость и устойчивость машины заметно повысилась.

В принципе, все изложенное выше укладывается и в теоретические рамки - если сравнивать рисунок на Пирелли и Континентале, то становится очевидной намного большая площадь пятна контакта, которую обеспечивает Пирелли, а также отсутствие на Пирелли того количества продольных "водо-воздухоотводящих" канавок, что у СуперКонтакта. То же самое касается и других марок представительско-спортивных шин. Просто об этом стараются не говорить, повышение шумности должно быть - можно либо воздух отводить, либо пятно контакта увеличивать. В любом случае, Пирелли значительно тише, чем Данлоп Спорт 2000 на моей «временной» машине, и обеспечивает неизмеримо лучшую управляемость, чем штатная резина. Сейчас никакого шума уже не замечаю, привык за первые несколько дней, в отличие от Данлопа, за 5000 километров на нём привыкнуть так и не смог, а вот пиреллевскими возможностями восторгаюсь до сих пор. Р6000Р стоит своих денег и полностью выполняет свою работу, это очень достойный вариант по соотношению цена/качество. Можно ли бухнуть еще денег и найти что-то еще круче? Можно, наверное. Я подумываю о Goodyear Eagle F1. У неё, вроде бы, отличные показатели по шумности и мягкости (а, учитывая жёсткость подвески Октавий с российским пакетом, это немаловажный фактор), а про аквапланирование и вообще говорить нечего.

Резюме: Если вы не являетесь приверженцем спортивного стиля вождения, замена штатного СуперКонтакта на резину выше классом, при ограниченности семейного бюджета, не является обязательной. Но если же вы любите пометаться из ряда в ряд, пройти поворот на пределе и потрепать нервы пассажирам в дождь – немедля ищите что-нибудь типа Пирелли подешевле, а родную резину попытайтесь продать подороже. Разница в деньгах  стоит этого.

(осень 2001)

------------------------------------------------------------------

Goodyear Eagle F1 я так и не купил, но взял Goodyear Hydragrip. На настоящий момент отъездил на этой резине 2 летних периода, причём получилось так, что оба лета на новых комплектах - первый комплект был украден из гаража приятеля, где колёса проводили свою первую зиму. Считаю эту резину очень хорошим компромиссом между резиной со спортивными замашками и бюджетной, типа Континенталя СуперКонтакт. То что нужно для моего стиля вождения и места эксплуатации автомобиля. По мокрой дороге едет действительно аки по суху, один раз в ливень поймал себя на мысли, что ощущаю диссонанс между видом потоков на дороге и брызг из-под колёс впереди идущего автомобиля и собственными ощущениями. Резина эта мягче моей предыдущей Пирелли, комфортность езды здорово увеличилась. По шумности сравнима с Пирелли, крупные "кубики" по бокам дают о себе знать. По управляемости при моём стиле вождения проблем нет, но при нагрузках очевидно, что Р6000Р были лучше, тут скрип из-под колёс раздаётся раньше моей психологической границы, с Пирелли было наоборот. Сопротивляемость качению относительно низкая, значительного влияния на расход бензина не заметил. Рекомендую.

(добавлено в сентябре 2005)
 

Зимняя резина

После прочтения теста зимних шин в Авторевю у меня сложилось определённое впечатление, которое привело к моему решению о покупке зимней резины. Здесь я привожу ход моих мыслей, надеюсь, что цифры, представленные в тесте, объективны.

Итак, Авторевю я купил для того, чтобы посмотреть какие нешипованные шины взять. До этого все однозначно указывало на Nokian HQ.
Смотрел я следующие показатели:
- тормозной путь на льду;
- характеристики слашплэнинга;
- оценки устойчивости при движении по зимнему шоссе;
- управляемость на сухом асфальте;

Первые две характеристики - замерные, последние две - субъективные оценки испытателей. Почему я не обращал внимания на:
- время прохождения извилистой трассы по льду и снегу - я не спортсмен, если выезжаю на заснеженную трассу, то на пределе сцепления с дорогой двигаться никогда не буду. Именно поэтому обращал внимание на устойчивость при движении по зимнему шоссе - усилий для сохранения курса машины должно прилагаться минимум, я не уверен, что при очередной подправке машины на скорости я не сделаю чего-нибудь лишнего с непредсказуемыми последствиями;
- тормозной путь на снегу - разброс значений очень мал, вся зимняя резина по снегу ездит хорошо, а вот я по снегу езжу мало;
- время разгона на снегу и льду - я, в принципе, никогда так не спешу, чтобы секунды полторы играли существенную роль.

Почему я выбрал указанные 4 параметра - по моему мнению, это то, что надо для Москвы. Сухой асфальт и снежная жижа - всем и так все ясно, а ледок иногда и на больших улицах бывает по Дням жестянщиков, а про дворы и говорить нечего. Кроме того, я иногда выбираюсь на машине за город, и даже дальше – управляемость на зимнем шоссе для меня важна по упомянутым уже выше причинам.

Смотрел я, в основном, 4 колеса - Nokian H2, Gislaved NF3, Nokian HQ и Pirelli Winter Ice Plus. Первые два - шипованные, последние - нет. Почему откинул другие модели - читайте первоисточник. Нет смысла ориентироваться на отстающих в своих классах.

А вот цифры и оценки:
1. Торможение на льду (с 50 км/ч):
Nokian H2         34 метра
Gislaved NF3     35 м
Nokian HQ        52 м
Pirelli WIP         50 м

2. Слашплэннинг начало всплывания/полная потеря контакта км/ч
Nokian H2         45/50
Gislaved NF3     48/54
Nokian HQ        45/51
Pirelli WIP         44/48

3. Устойчивость на зимнем шоссе (баллы)
Nokian H2         9
Gislaved NF3     9
Nokian HQ        8
Pirelli WIP         10

4. Управляемость на сухом асфальте (баллы)
Nokian H2        7
Gislaved NF3    9
Nokian HQ       6
Pirelli WIP        9

Итак, результаты. Торможение на льду, по которому мы в Москве практически не ездим - одна из важнейших характеристик. Объясню почему - торможение на льду (знаешь ли ты, что ты уже на льду, или не знаешь) - почти всегда экстремальная ситуация. Да, если взять недавние дни с обледенелыми дорогами, то все двигаются медленно, подтормаживают двигателями - но представьте, что в какой-то момент происходит нештатная ситуация - длина тормозного пути играет решающее значение. Приведу два примера - всего по разу
за позапрошлую и прошлую зиму у меня случались ситуации, когда шипы меня выручали. Как-то зимой 1999 года  я очень медленно двигался по двору многоподъездного дома. Под колесами - чистый лед, покрытый снежком. Вдруг дверь подъезда распахивается наотмашь, вылетает пацаненок, по сторонам не смотрит - и прямиком через дорогу под мою машину. Я, конечно, со всей дури бью по тормозам, на излете пихаю его, он падает,
вскакивает и продолжает движение с прежней скоростью. С трудом и матюками ловлю его, осматриваю и отпускаю - цел. Если бы мой тормозной путь был бы хотя бы на полметра длиннее, и удар бы был другой, и последствия другие. В 2000 году, в Финляндии, ехали ночью колонной из трех машин, я в середине. Вдруг, видим, навстречу едет микроавтобус с оранжевыми мигалками, на крыше установлена табличка с надписью на финском. Дорога - по полосе в каждую сторону. Через некоторое время появляется второй такой микроавтобус, я отвлекаюсь на табличку, пытаясь найти что-нибудь в ней на английском, в это время машина впереди резко тормозит, останавливаясь. Я опаздываю с реакцией и чудом делаю "переставку" (3 года назад научился преодолевать психологический барьер и отпускать тормоз на время для разблокировки колес). Выясняется, что мой друг к этому времени увидел впереди неясное количество фонарей и решил остановиться - и был прав - везли крупногабаритный груз, который занимал полторы полосы. Теперь уже я стоял первым, и проезжавший замыкающим финик на таком же микроавтобусе притормозил было, но, увидев два блюдца на месте моих глаз,
молча поехал дальше. Резюме - без шипов я бы на льду (кто был в Финляндии, знает, что там по дорогам можно на коньках кататься) такую переставку никогда бы не сделал. В общем, по большому счету, шипы выручили меня за эти два года два раза, но это того стоило. Поэтому, когда я увидел разницу в тормозном пути на льду между шиповкой и нешиповкой, все мои сомнения отпали - только шиповка. Я готов терпеть шум шипованной резины ради жизни детей и сохранения автомобиля (как своего, так и чужого) в целости и сохранности. Ибо последствия могут быть не только в виде затрат времени и денег.
Все остальные показатели относятся к отсутствию сюрпризов в управляемости на дороге, и для меня очень важно поведение на сухом асфальте - хотелось бы ездить на нем приблизительно так же, как и летом (кстати, обратите внимание на слабое поведение Nokian HQ на сухой дороге).
Поэтому результат моих раздумий - Gislaved NF3. Эта резина дороже остальных, но мы пользуем зимнюю обувку в течение 3-5 сезонов (сезон где-то 5 месяцев). Теперь поделите разницу в цене на количество месяцев эксплуатации, и вы поймете, стоит ли столько доплачивать за ваше спокойствие.
 

А теперь немного о первых впечатлениях от езды на Gislaved NF3. Переобулся рано - всё говорило о том, что первый гололёд не за горами, однако природа решила по-своему. Поэтому обкатывал резину при плюсовых температурах и был очень удивлён её мягкости. Конечно, при минусе она стала пожёстче, но те первые дни я просто наслаждался энергоёмкостью подвески - машина стала такой, какой я всегда хотел её видеть, просто глотала мелкие неровности. Безусловно, расплатой за это был ускоренный износ резины, сделанной из современных кремниесодержащих материалов, но, ей Богу, если бы нашлась настолько мягкая летняя резина - я был бы готов платить за такой комфорт более частой покупкой шин. Вообще, поведение машины на асфальте обрадовало - да, это не специально "заточенная" шоссейная резина, но резкого различия от перехода на Гиславед с летней Пирелли не ощутил. Напоминал мне об этом переходе только гул шипов, именно гул, а не шум. Всё это разительно отличалось от моих впечатлений при переходе на Нокиан Х-1, тогда мне просто казалось, что я вставал на костыли, несколько дней обычно уходило на то, чтобы привыкнуть к новым повадкам автомобиля на дороге. Да и шум от Нокиан был другой. Что же касается непосредственно снежно-ледовых качеств НФ3, то я продолжаю сейчас собирать материал. Первые снежные дни обрадовали - я даже не верил, что еду по снегу - особенно понравилась способность выдерживать боковые нагрузки в поворотах. Мне кажется, что в этом "виноват" рисунок протектора, расположивший ламели и для сопротивления боковым скольжениям.

Всю зиму я отъездил без проблем, при смене резины обратил внимание на износ резины - боялся, что тёплая зима внесла свою лепту - визуально излишнего износа не наблюдалось, глубину протектора не замерял. Резюме - резина великолепная, и отрабатывает не на свои 80 долларов за баллон, а на гораздо больше. 

(осень 2001 - весна 2002)

--------------------------------------------------

Поскольку супруге я приобрёл Фабию, то с приближением первой зимы встал вопрос о приобретении зимней резины и для этого автомобиля. Режим эксплуатации её автомобиля - нечастые поездки по городу и МКАД, возможность отложить выезд в случае чрезвычайных погодных условий - натолкнул меня на мысль попробовать купить нешипованную резину, сторонником которой я очевидно не являлся. Я попытался сделать выбор в пользу комфорта, понимая, что наличие электронной системы антипробуксовки с "придушиванием" двигателя (ASR) на Фабии вкупе с неагрессивной манерой езды должны компенсировать отсутствие шипов на резине.

Взгляд упал на Pirelli Snowsport скорее случайно, чем осознанно. Была какая-то акция по продаже зимней резины Пирелли, проживаю я недалеко от места реализации этой резины, решил рискнуть, хотя, трезво размышляя, итальянцы с технологиями преодоления заснеженных пространств у меня никак не вязались. Не пожалел! Прошло уже три зимы, невероятно мягкая, комфортная резина, прекрасные характеристики на мокрой дороге и талом снегу, прекрасная езда по укатанному снегу - АБС даже не вступает в работу. Есть сложности быстро стартануть на свежевыпавшем снегу (к чему я привык на полноприводной Октавии с Гиславедом), по льду тоже, вероятно, это будет не лучший вариант (хотя пару раз я забирался в хорошие ледяные горки, разогнаться места не было, потому медленно, с активной работой антипробуксовочной системы). В общем, остался этой резиной очень доволен.

Доволен настолько, что, когда пришло время менять Гиславед NF3, решил взять себе на Октавию тот же Сноуспорт. Старость - не радость, ездить стал спокойнее, захотелось тишины. Но размера нужного не нашёл, долго искать времени не было, потому, увидев нешипованный Goodyear Eagle UltraGrip, провёл один вечер за компьютером в поисках информации об этой резине, ничего толком не нашёл и решил поэкпериментировать на себе - благо, до этого всё, что ни покупал, нравилось, нешипованные итальянские зимы были хороши, инженеры Гудиер вызывали доверие после Гидрагрипа (как раз до этого где-то прочитал, что не надо неспециалистам судить о ходовых качествах резины по рисунку протектора (я же всегда так делал), ибо у мировых монстров шинной промышленности команды специально многолетне обученных профи над резиной работают, чай, не дурнее вас будут). И хотя рисунок протектора определённые сомнения всё же вызывал (очень большое слитное пятно контакта, большинство ламелей направлены по диагонали, т.е. непонятно на какие нагрузки рассчитаны), решился.

Разочарование было сильным. Боковые нагрузки резина вообще не держит, срывается сразу. Хорошо, что у меня ESP, так что все эти удивления после Гиславеда я испытывал не в кюветах, а смотря на работу индикатора ESP на приборной панели. По прямой на снегу ещё более-менее, со временем то ли раскаталась она как-то, то ли я приноровился, но проблемы особые испытывать перестал (самым впечатляющим было первое торможение на свежевыпавшем снегу - после нажатия на педаль тормоза я под стрекотание АБС так и проехал весь перекрёсток по прямой, слава Богу, машин в это время на нём не было). Лёд - хуже, чем Пирелли Сноуспорт. В глубоком снегу протектор забивается и шина превращается в гладкий бублик, как-то позорно застрял на стоянке около работы в ситуации, похожей на весну 2001 года, когда выехал из подобной западни сам на летнем (!) Данлопе. Талый снег, грязная московская жижа - очень неплохо, сказывается наследство Eagle. Сухой и мокрый асфальт - прекрасно, и дорогу великолепно держит, и в поворотах хороша, и тормозит что надо. Резюме - эта шина для юга России или для Европы, для мест, где снег выпадает несколько раз за зиму и долго не лежит. В Москве эту резину можно посоветовать только обладателям полного привода и систем стабилизации, совершающих исключительно городские поездки и стремящихся получить мягкую и нешумную езду.

(добавлено в сентябре 2005)