Зимний тест летних шин
(первые впечатления)

Текст, приведённый ниже, был написан мной для конференции "Шкода" на авто.ру в январе 2001 года. Он приводится здесь с небольшими комментариями, которые накопились после более продолжительной эксплуатации автомобилей - временного, который я получил от дилера,  ДиМ+Ко, на время превышения срока доставки заказанного автомобиля над указанным в договоре, и уже своего, полученного через 5 с половиной месяцев после заказа.

Шины Dunlop Sport 2000 16/205/55 – великолепные шины для зимы. Хотя очень похожи на псевдослики. В своем ли я уме? Да, если в эту резину обуть Шкоду Октавию 4Х4. Нет, я еше не получил свою машину. Чехи провели все Рождество и Новый Год в тщетных попытках приспособить систему автоматической регулировки угла наклона ксеноновых фар к увеличенному клиренсу «российского пакета», результаты их хмельного труда я надеюсь лицезреть воочию уже в ближайшее время.  Но через две недели по прошествию договорного срока поставки автомобиля, когда я уже фактически лежал под капельницей и отказывался принимать пищу, мне вызвали единственного врача, который мог бы меня исцелить – доктора Лернера. Он прописал мне процедуры на практически аналогичном автомобиле (цвет и опции не имеют значения) вплоть до получения из-за границы волшебной пилюли (собственно, самой заказанной машины), и уже от самого вида рецепта мне полегчало.

И вот я уже качусь по забросанной снегом Москве (29 декабря – очередной день джиппера, если кто помнит еще, что было в прошлом веке) на ярко красном сгустке передовой инженерной мысли. Сначала была эйфория. Потом попытался объективно оценить сильные и слабые стороны машины. Обобщил все, что пришло в голову за прошедшее время (пройдено около 1000 км, больше половины – поездка в Иваново и обратно). Начнем, как полагается, с плохих новостей.

Что немного огорчило:
- Плохая обзорность – сначала не мог освоиться с обзорностью как во все зеркала заднего вида (правое – это только «зародыш» зеркала, левое разделено в пропорции 2 к 3, т.е. с искажением, в салонном такая мертвая зона, что там можно пару слонов поставить, не заметишь), так и по диагонали через лобовое и задние стекла – массивные боковые стойки мешают. Поставил обзорное зеркало в салон, полегчало здорово, с таким салонным оказалось достаточно и правого «зародыша», в левом в «кривой» четвертинке один раз заметил машину при перестроении, посмотрел в боковое окно – точно, есть машина, а в основные три четверти ее не видно было! Надо привыкать, а человек, как известно, ко всему привыкает, опять же, на моей должен будет парктроник стоять;
- Динамика разгона оказалась ниже ожидаемой (передаточные числа коробки передач и дополнительная масса полноприводного автомобиля? электронная педаль газа?). Подключение турбины чувствуется хорошим подхватом в районе 2000 оборотов (точная цифра, кажется, 1750), но никакого дополнительного звука нет – если бы не знал, что машина турбированная, сам не догадался бы. Выше 4000 двигатель не крутил – машина новая, больше 2/3 от максимума (6500) давать пока нельзя. До этого ездил на Мазде 626, 2 литра, атмосферные 115 л.с. – физически значительного улучшения динамики от 150 л.с. и турбины не заметил, замерами времени не занимался. Утешает хорошая тяговитость двигателя практически во всем диапазоне оборотов. Нельзя сказать, что разгонная динамика автомобиля меня совсем не устраивает, машина не только держится абсолютно уверенно в потоке, но, более того, позволяет уходить из этих потоков, и все равно, это не то, чего я ожидал. В общем, есть повод задуматься о «чиповке» хотя бы до 180 «лошадей». С одной стороны, магия слова «турбо» пропала, с другой – без турбины и мощность нельзя увеличить так просто, небольшим тюнингом. Короче, тут каждый сам себе хозяин (напомню, речь о 4Х4, у нее и по паспорту разгон до сотни почти на секунду дольше, чем у переднеприводной 1,8Т);
- Шум от резины очень сильно слышен в салоне (возможно, сама резина слишком шумная в условиях низких температур). Вот и не пойму, то ли Dunlop есть по факту эквивалент Matador'a, то ли зкукоизоляция непродумана, особенно учитывая компоновку колесных арок в комби;
- Жесткие сиденья (что, впрочем, характерно для большинства «немцев»). Тем не менее, нельзя сказать, что это выразилось в какой-то особенной усталости от 4-х часового пути. На Мазде ездил в Финляндию, и сидения были хоть и помягче, усталость тоже чувствовалась;
- Расход бензина. То есть, какой будет расход я знал, но все равно огорчился – туда по трассе средний расход был 10 л/100 км, обратно – 10,7 л., в то время как на Мазде в сходных зимних условиях и при сходной загрузке расход был 7,9 литра. В принципе, должно быть пониже, но надо давать допуск на новую машину – не притерлось там все пока. Так что еще после пары-тройки тысяч километров (надеюсь, пройденных не мной), после смены масла, можно будет ожидать и уменьшения расхода бензина, и улучшения разгонных качеств. Вопрос расхода бензина есть не только экономический вопрос – в таких поездках по нашей стране важно иметь большой выбег на одном баке для того, чтобы выбирать где заправляться, а не стоять перед необходимостью заправиться черте-чем на трассе с непредсказуемыми последствиями;
- Жидкий звук сигнала. Высокая тональность, Фаринелли какой-то. Надо менять на более басовитый, несолидно;
- Поганцы на дохлых джипах за 3 штукаря в базарный день подчас отказываются уступать дорогу, хотя разгоняются только накатом под горку. В принципе, плевать, но буду надеяться на своей уже машине на ксенон.

Что очень порадовало:
- Абсолютно уверенный разгон на любом покрытии, отсутствие пробуксовок и сносов. Кроме того, не догадывался до полного прочтения инструкции, что ESP на рыхлом снегу надо отключать – небольшие управляемые сносы появляются, но разгон становится заметно резвее, а проходимость здорово увеличивается, в сложной ситуации можно применить «раскачку» для того, чтобы выбраться из западни (попал в такую ситуацию около гаража отца – застрявшая машина перегородила дорогу, поехал на этой летней резине по достаточно глубокому нетронутому снегу в объезд и «сел» - начал зарываться. Досада страшная – типа 4Х4, а сижу как идиот рядом на пятерке (ему было влом чуть-чуть лопатой помахать перед тем как свой пепелац из гаража выгнать). Успокоился, отключил ESP, 3-4 качка – и я вновь на свободе без посторонней помощи. Впрочем, на зимней резине до такого бы не дошло, надеюсь, а на другой машине я бы в этот снег и не полез). По дороге в Иваново одно время пришлось ехать одной стороной по «соленому» асфальту, другой – по чистому льду, но даже в поворотах ни разу не испытал напряжения, т.е. глаза боялись больше, чем приходилось делать рукам. В Финляндии на Мазде было наооборот – вроде нормальная дорога (хотя и ледяная, но я был на шипах), но управление машиной давалось с трудом, постоянное напряжение при маневрах. Дело, конечно, не в Мазде, а в разнице между передним приводом и полным со всякими примочками;
- Полный привод (Haldex) работает и при движении назад. Вообще, подключение заднего моста происходит абсолютно незаметно для водителя. Чтобы понять, что полный привод работает и при движении задним ходом, я отключал на рыхлом снегу ESP и просил посмотреть не пробуксует ли заднее колесо случайно;
- Сбалансированная подвеска – ни мягкая, ни жесткая (возможно, следствие использования 16-дюймовых колес и данной резины, но лучше, если это характерно вообще для Октавии). Кстати, у 4Х4 сзади тоже рычажная независимая подвеска;
- Машина очень уверенно держит дорогу, минимум подруливаний;
- Четкое переключение передач, даже с некоторым намеком на спортивное «клацанье»;
- Прекрасная отделка салона, по крайней мере, намного выше ожидаемой;
- Диапазон регулировок водительского места, включая регулировку руля не только вверх-вниз, но и вперед-назад. Вообще, салон машины достаточно вместителен – мы ехали впереди с товарищем весьма комфортно расположившись (2 центнера живого веса на обоих, я – 186 см, он – чуть пониже), но 11-тилетний сын и жена не чувствовали никакой тесноты сзади, специально проверял, хотя, конечно, еще пару таких дядей назад на 4 часа посадить было бы намного сложнее. Короче, Октавия Комби – идеальный автомобиль для нормальной семьи – муж, жена, пара детей и много багажа;
- Хорошая звукоизоляция шумов работы двигателя;
- Большой угол открытия дверей с фиксацией положений;
- Зверская печка (на этой машине стоит просто печка и кондиционер, не КК) Так что, если у кого плохо греет, меняйте фильтры и т.п. Хотя, багажный отсек в комби прогревается долго  – стекла все еще запотевшие (при условии, что в машине и сзади кто-то сидит), а людям спереди и сзади уже слишком жарко, надо снижать температуру. Можно, конечно, воспользоваться кондиционером, но не всегда, в зависимости от внешней температуры. В связи с этим реально не хватало люка для увеличения интенсивности воздухообмена в салоне и добавления чуть-чуть свежего воздуха (на японках обычно стоит простая и эффективная система подачи забортного воздуха напрямую в салон – поворачиваешь рычажок и через центральные сопла идет холодный воздух минуя печку, все остальные продолжают подавать теплый воздух на стекла, ноги и т.п. Просто, но зимой пользовать очень удобно) В «родном» авто будет и КК, и люк, посмотрим, как там получится.

Нужно заметить, что все это мои первые субъективные ощущения, которые лишь дополняют или повторяют те достоинства и недостатки, которые много раз обсуждались и сведены воедино на специализированных сайтах.
 

А вот, на десерт, избранные места из инструкции:
«Нельзя допускать, чтобы в автомобиле, запертом извне, оставались люди, так как окна невозможно открывать примерно по истечении 10 минут или в результате открытия и закрытия двери водителя при выключенном зажигании»
- Похоже на то, что Шкоды – это серийно производимые барокамеры. Так и вижу корчящихся внутри автомобиля от удушья людей, не догадывающихся как еще, кроме открытия стекол электростеклоподъемниками, можно достать глоток свежего воздуха.

«Звуковая сигнализация при движении задним ходом не снимает с водителя ответственности при постановке автомобиля на стоянку и прочих подобных маневрах»
- Жаль, хотел всех отсылать к производителю за компенсацией.

«Настраивая время, нельзя давить ручку настройки, так как можно расстроить управляющее устройство»
- Не думал, что оно расстраивается по таким пустякам.

«В определенных условиях эксплуатации возможно, что «Climatronic» временно выполняет неожиданные (разные) функции»
- Можно ли при определенных условиях (опоздание на работу) заставить его почистить зубы или хотя бы поджарить тостик?

«Неосторожное закрытие люка может причинить контузии»
Это приговор. Здесь даже шлем не поможет. Слышали про вакуумную бомбу?
 
 
 

Январь 2001
Комментарии

- Обзорность в боковые зеркала заднего вида
К зеркалам привык абсолютно. Правое зеркало, несмотря на уменьшенные размеры, является панорамным, поэтому даёт приличный обзор. Но им я пользуюсь редко - хватает панорамного салонного. То есть претензии к нему можно предъявить только с точки зрения любителя симметрии.  Левое зеркало тоже нареканий не вызывает.

- Динамика разгона
К разгонной динамике все претензии сняты. После того, как на своей машине поставил 195-ю резину, обкатал её и сменил масло - машину стало не узнать. Ускорение на начальных передачах при хорошей раскрутке движка чувствуется, можно сказать, всем телом. Очень доволен и не могу решиться на чип-тюнинг - боюсь ухудшения поведения двигателя в пределах 2000-3000 оборотов, так называемого "сдвига турбоямы".

- Шум от резины
Когда получил уже свою машину на Континентале (Суперконтакт), поразился тишине. Но Континенталь оказался резиной, абсолютно не приспособленной к активному стилю езды, поэтому быстро переобулся в Пирелли Р6000 Пауэрджи. Шумность несколько увеличилась, но с Данлопом не сравнить. Так что здесь были претензии, в основном, к характеристикам резины.

- Расход бензина
Расход бензина очень сильно зависит от темперамента водителя. Мой расход при долговременном замере стабилизировался на 11л/100 км для смешанного цикла. В то же время, на одном и том же отрезке пути расход может составлять от 8,7 до 12,5 литров. Кроме того, немало забирает кондиционер (КК) - около литра в жаркие дни. Наиболее экономное передвижение происходит если не раскручивать двигатель выше 3000 оборотов в минуту - для спокойного водителя это не составит труда, машина будет уверенно разгоняться и двигаться со скоростью до 120 км/ч. (Август 2002 - средний расход зимой составил 11 литров, весной - 10,5 литров, летом - 10 литров. При частой езде за город месячные цифры расхода падают ниже 10 литров на 100 км.)

- Звук сигнала
Похоже, что непонравившийся мне звук сигнала был характерной особенностью только временной машины, моя постоянная фальцетом не грешит.

- Жесткость подвески
Подвеска, всё-таки, скорее жесткая, это утомляет при движении по дорогам с плохим покрытием. С другой стороны, жесткость подвески улучшает управляемость автомобиля и продляет её жизнь.

- Отделка салона
Стало раздражать качество ткани на дверях, смотрится очень дёшево. К пластику и другим элементам претензий нет.

 

Август 2001